Кажется, что год от года требования к будущим первоклассникам растут в геометрической прогрессии. Родители, как правило, разделяются на два лагеря. Одни в панике записывают малыша на курсы подготовки при школе, отправляют в частные детские центры, зубрят дома грамматику. А вторые уверены, что готовиться к школе необязательно: когда ребенок попадет в образовательное учреждение, он сам освоит все необходимое. Как найти золотую середину и сохранять спокойствие при подготовке к школе – расскажем далее.
Единого мнения, с какого возраста начинать подготовку к школе, у психологов или педагогов нет. Одни педагоги уверяют, что необходимо начать подготовку за год, то есть в возрасте 5 – 6 лет. Готовность к школе – это не просто список освоенных определенных навыков, такие как чтение или письмо. Важнее умение выполнять инструкции учителя, соблюдать распорядок дня, сталкиваться с большими объемами информации. Кроме того, ключевым моментом в подготовке к первому классу является способность коммуницировать с ровесниками.
Специалисты по раннему развитию отмечают, что к возрасту 5 – 6 лет уже упущена часть сензитивных периодов. То есть временные промежутки, являющиеся наиболее благоприятными для развития и освоения новых навыков, прошли. Поэтому начать готовить ребенка к школе можно уже с 4 – 5 лет, но делать это нужно в игровой форме, учитывая возрастные особенности малышей.
Бытует мнение психологов, что подготовку к 1 классу не стоит форсировать, чтобы школа стала действительно новым этапом для ребенка. Ведь если уже в детском саду у малыша множество развивающих занятий и спортивных секций, то что нового может дать школа? Важно сохранить мотивацию малыша к учебе: рассказывать, как интересно учиться в школе, какая насыщенная общественная жизнь ждет будущего первоклашку. А незадолго до 1 сентября нужно купить красивый первый портфель, канцелярию, школьную форму. Тогда День знаний станет настоящим праздником для ребёнка и родителей.
Список желательных качеств для поступающих в первый класс определяется ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом). Официальные стандарты рисуют портрет будущего школьника. Это – активный ребенок, который проявляет интерес к обучению, способен понимать эмоции окружающих и сказочных персонажей, обладает знаниями о себе, своей семье, доме, стране.
При этом требования к поступающим в первый класс могут различаться у разных школ. К базовым необходимым знаниям будущего первоклассника можно отнести:
Главными качествами ребенка для успешного обучения в первом классе являются:
Также важно заниматься развитием эмоционального интеллекта ребенка. Малыш должен понимать и уметь справляться со своими эмоциями, быть готовым к различным ситуациям, которые могут возникнуть во время посещения школы.
Школа – это новый, значительный и увлекательный этап жизни всей семьи. Родители должны заранее рассказать малышу, какие преимущества будут в новом для него статусе школьника:
Родители могут подготовить ребенка к первому классу и самостоятельно. Не стоит забывать, что все дети разные. Не нужно сравнивать малыша с другими, спешить привить ребенку какой-то навык, критиковать за каждую ошибку и бесконечно заставлять зубрить правила.
Сделайте занятия интересными, пусть будущий первоклассник развивается в игре, учите на примерах любимых персонажей: динозавров, кукол или машинок. Интегрируйте обучение в повседневные дела: гуляя в парке, можно посчитать встретившихся голубей, а разбирая белье после стирки, разложить одежду по цветам или наименованиям.
Полезно также развивать творческий потенциал ребенка: делать поделки, лепить из пластилина, собирать мозаику. Физическое развитие – фундамент здоровья, ребенок должен достаточное время проводить на свежем воздухе, играть в мяч, освоить велосипед...
Ребенок в дошкольном возрасте равняется на своих родителей – необходимо быть достойным примером. Например, больше читать, обсуждать с ребенком события дня, анализировать закономерности, проговаривать эмоции и чувства.
Первоклассник сталкивается со множеством стрессов, которые можно разделить на три основные группы:
Детский сад является хорошей подготовкой к школе, там малыш также пребывает в социуме, посещает занятия, учится самодисциплине и закаляет свой организм. Нередко родители отправляют ребенка в садик хотя бы на год перед школой. Однако активные родители могут справиться и без дошкольного учреждения, если малыш ходит на кружки и общается с детьми во дворе.
Родители не должны придавать слишком большое значение обучению арифметике или письму своего дошколенка. Ключевой является подготовка малыша с психологической точки зрения. Родители должны привить интерес к учебе, вдохновить отправиться в школу с удовольствием и сохранить позитивный настрой на весь учебный период.
Комментарии