Синдром Аспергера

Синдром Аспергера – психическое заболевание, которое проявляется трудностями во взаимодействии с окружающими людьми, характеризуется ограниченным стереотипным мышлением и повторяющимся набором интересов и занятий. Многие исследователи относят заболевание к одной из форм аутизма (болезненному состоянию психики, когда человек полностью погружен в себя). Согласно статистике, синдром Аспергера диагностируется в 20-25 случаях на каждые 10 000 человек. У мужчин заболевание встречается в восемь раз чаще, чем у женщин.

Классификация

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10), синдром Аспергера относится к расстройствам аутистического характера. Заболевание входит в подгруппу более широкого аутистического фенотипа (сочетание биологических свойств и признаков организма), к которому относят всех, кто имеет выраженные аутистические симптомы. В отличии от других нарушений этой группы, детский аутизм схож с синдромом Аспергера по главным признакам, но диагноз аутизма ставят, когда у ребенка имеются выраженные нарушения коммуникации и умственная отсталость.

Неоднократно высказывались предложения о необходимости отказа от данного диагноза, поменяв его на «расстройство аутистического характера» с присвоением степени тяжести. Споры по поводу постановки диагноза ведутся до сих пор, в некоторых классификациях синдром Аспергера выделяется в отдельное заболевание, в других такой диагноз отсутствует.

Причины синдрома Аспергера

Точное происхождение заболевания до сих пор не выяснено. Среди возможных причин ученые называют биологические и генетические факторы. Установлено, что у детей с аутистическими расстройствами по сравнению со здоровыми детьми наблюдаются отличия в некоторых структурах головного мозга. Около 20% случаев синдрома Аспергера вызвано мутацией (изменением) генов. Среди факторов риска также называются пожилой возраст родителей и недоношенность.

Патогенез

Механизм развития синдрома Аспергера до конца не изучен. Ученые выдвигают несколько предположений. Проведенные исследования показали, что механизм включает изменение развития головного мозга эмбриона в скором времени после зачатия. Теория недостаточной связности предполагает, что в основе патологии лежит нарушение нейронных связей в головном мозге. Теория социального мышления объясняет аутистическое поведение нарушениями понимания собственного и чужого психического состояния. Среди других механизмов развития синдрома Аспергера выделяют нарушение выработки гормона серотонина и функциональные нарушения мозжечка (отдела головного мозга, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса).

Симптомы заболевания

Основное проявление синдрома Аспергера заключается в стойком нарушении взаимодействия с окружающими миром. Люди с этим заболеванием испытывают трудности в общении и в отношениях с другими людьми.

У детей

Первые признаки заболевания можно заметить уже в раннем возрасте. Дети с синдромом Аспергера не могут нормально общаться со сверстниками в детском саду, школе, на игровой площадке. Причем проблема состоит не в том, что они не хотят устанавливать контакт, у них просто отсутствуют навыки, необходимые для общения.

Заподозрить диагноз синдрома Аспергера у ребенка помогают следующие признаки:

  • «механическая» речь – монотонность, отсутствие изменения тональности, уровня громкости при разговоре;
  • потребность совершать повторяющиеся действия (выполнять бытовые действия в определенной последовательности изо дня в день);
  • сильный дискомфорт при необходимости смены привычных шаблонов поведения;
  • неуклюжесть, трудности с координацией движений;
  • двигательная неловкость, медленное развитие моторики.

Наличие у ребенка одного или нескольких перечисленных признаков – повод обратиться к врачу и пройти обследование.

У взрослых

У взрослых синдром Аспергера проявляется стойким нарушением социального взаимодействия: им крайне трудно начать и поддерживать разговор, вступать в отношения с другими людьми. Больные с синдромом Аспергера производят впечатление замкнутых, не интересующихся происходящим, личностей.

Как правило, речь у них развита нормально, но попытки начать общение заканчиваются неудачей, они ведут странные для здоровых людей разговоры, поэтому создается ощущение невключенности человека в беседу. Это объясняется неспособностью понять психологическое состояние собеседника. Люди с синдромом Аспергера чрезвычайно уязвимы, поскольку не понимают и не чувствуют намерения других индивидуумов. Важной особенностью таких людей является буквальное понимание речи. Они не воспринимают юмор, переносный смысл слов.

Для людей с синдромом Аспергера также характерны повторяющиеся ограниченные модели поведения. Они могут достигать больших высот в интересной им области. Но при необходимости изменения своих привычек и шаблонов, становятся очень жесткими и нетерпимыми. Для таких людей важно соблюдение определенных ритуалов и последовательных действий, при нарушении которых они испытывают сильную тревогу и даже страх.

При помощи психологов и поддержке родных люди с синдромом Аспергера адаптируются в окружающем мире. 50% людей с таким диагнозом получают высшее образование, 12% – находят полноценную работу, 3% – живут самостоятельно.

Диагностика синдрома

Диагностика синдрома Аспергера часто затруднена из-за слабой выраженности симптомов заболевания. Выявить патологию могут только специалисты в области аутистических расстройств с помощью наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и узкоспециализированного медицинского обследования. Для постановки диагноза оцениваются такие психологические характеристики, как умственные способности, социальные и практические навыки адаптации, речь и история развития ребенка.

Лечение

Лечение синдрома Аспергера направлено на уменьшение симптомов, обучение навыкам коммуникации и повышение качества жизни. Терапевтические методы подбираются индивидуально.

Детей

При выборе тактики лечения детей с синдромом Аспергера учитываются индивидуальные особенности личности: сильные и слабые стороны в коммуникации, уровень интеллектуального развития, выраженность шаблонных действий и ритуалов.

Для повышения социальной адаптации и улучшения двигательных функций применяются:

  • индивидуальные и групповые психологические тренинги;
  • лечебная физкультура;
  • эрготерапия – область медицины, занимающаяся развитием, восстановлением и поддержанием важных навыков, необходимых в повседневной жизни;
  • занятия с логопедом.

Успех лечения во многом зависит от ранней диагностики и своевременного привлечения специалистов различных областей для развития и социальной адаптации детей.

Взрослых

К вышеперечисленным методам лечения во взрослом возрасте может быть добавлена медикаментозная терапия. Но стоит отметить, что лекарственных средств, способных в корне изменить течение заболевания, не существует. Как правило, медикаментозное лечение призвано снизить проявления сопутствующих симптомов: депрессивных состояний, вспышек агрессии, тревожных расстройств и невнимательности.

Осложнения

Качество жизни людей с синдромом Аспергера и вероятность развития осложнений зависят от своевременности и эффективности подобранной терапии. Люди с аутистическими расстройствами постоянно испытывают трудности с общением, что негативно влияет на их самочувствие и может стать причиной других расстройств.

Осложнениями синдрома Аспергера являются:

  • обсессивно-компульсивное расстройство – потребность выполнять повторяющиеся действия и ритуалы;
  • депрессия – длительное подавленное психическое состояние;
  • тревожное расстройство – беспричинное постоянное ощущение тревоги.

Предупредить развитие осложнений помогает социальная адаптация в раннем возрасте, поддержка семьи, помощь профессиональных психологов.

Обратите внимание! Синдром Аспергера – не приговор. Многие известные люди страдали этим заболеванием, но при этом смогли построить успешную карьеру. Среди знаменитостей синдромом Аспергера страдали: режиссер Стенли Кубрик, президент Авраам Линкольн, композитор Амадей Моцарт и многие другие.

Последствия

С возрастом проявления синдрома Аспергера обычно сглаживаются. Приблизительно у 20% детей симптомы заболевания постепенно снижаются до минимума, но коммуникационные и социальные сложности остаются на всю жизнь. Во многом развитие болезни зависит от окружающей обстановки и поведения близких людей. Негативно настроенный социум может приводить к ухудшению состояния и таким последствиям, как невроз и суицидальные мысли.

Профилактика

В силу неясности причин, которые способствуют развитию синдрома Аспергера, специфической профилактики не существует. Единственной профилактикой аутистических расстройств является раннее начало лечения. При адекватной терапии, заботе и внимании со стороны близких людей удается добиться хороших результатов. Люди с синдромом Аспергера живут полноценной жизнью, нередко добиваются успехов в профессиональной деятельности, некоторым из них удается создать семью и выстроить нормальные отношения с окружающими.

Если у ребенка наблюдаются поведенческие реакции, которые вызывают у вас настороженность и беспокойство, обратитесь за помощью к специалистам, не откладывайте решение проблемы на потом.

Расскажите друзьям
Похожие статьи