Маркетплейсы в последние годы стали движущей силой онлайн-торговли. По результатам исследования Tinkoff eCommerce, объем покупок на этих площадках в 2023 году вырос на 63%. Сегодня с полной уверенностью можно прогнозировать рост популярности профессии менеджера маркетплейсов. Это люди, которые занимаются координацией работы магазинов и отвечают за продвижение товаров. Статистика «Авито» показывает, что за 2023 год количество запросов на поиск специалистов по маркетплейсам увеличилось в 2,5 раза. Каковы же особенности этой молодой digital-профессии?
Менеджер маркетплейса отвечает за успешную работу магазина на Wildberries, Ozon и других платформах. Фактически специалист решает весь спектр задач, связанных с организацией полного цикла продаж, — от исследования рынка и запуска магазина до аналитики и корректировки стратегии торговли. Главным показателем эффективности его работы становится растущий объем торговли и прибыль, полученная селлером.
Что делает менеджер:
Задач действительно много, однако в крупных компаниях трудится целая команда менеджеров, каждый из которых отвечает за отдельный блок работ. Часть задач выполняют другие сотрудники — финансисты, маркетологи, логисты. Чем масштабнее бизнес, тем больше людей занимается организационными вопросами продаж на маркетплейсе.
В случае, если компания небольшая и товарных позиций немного, за магазин на маркетплейсе отвечает один специалист. Часть задач в этом случае передается на аутсорсинг — к примеру, это может быть подготовка контента и дизайн, таргетинг, SMM, бухгалтерия.
Работа с маркетплейсами имеет свою специфику. Даже если в образовательном багаже человека есть диплом маркетолога, курсы SMM и SEO, нужна подготовка, чтобы управлять магазином. Профессия менеджера маркетплейсов требует знаний экономики, инструментов продвижения, продаж и поставок.
В перечне того, в чем должен разбираться специалист:
Не менее важны коммуникативные навыки. Менеджер отвечает за все процессы, а потому должен уметь общаться с заказчиком, поставщиками, покупателями, фрилансерами. Это требует стрессоустойчивости и неконфликтного характера.
Сегодня мало кто из предпринимателей считает бизнес на маркетплейсах простым. Каждый начинающий продавец стремится найти консультанта или помощника на начальном этапе работы. Однако на старте привлекать высококвалифицированного менеджера к управлению магазином и платить ему процент от продаж часто мешает низкая прибыль. В этом случае стоит делегировать специалисту поиск товарных ниш и поставщиков, продвижение и рекламу, либо заполнение карточек товара.
Нередко наблюдается обратная ситуация — бизнесмен отлично разбирается в e-commerce и успешно запустил проект. Магазин набрал обороты, объем продаж вырос, и предпринимателю перестало хватать времени на все задачи. В этом случае оптимальный выход — привлечь начинающего менеджера маркетплейсов и передать ему собственный опыт. Такие люди высокомотивированы и будут благодарны работодателю за шанс раскрыть свой потенциал.
Заработная плата менеджера маркетплейсов окружена большим количеством мифов. В социальных сетях нередко встречается реклама, где прошедшим короткое обучение обещают доход сотни тысяч рублей при двух часах работы в день. Однако аналитика вакансий на агрегаторах подтверждает недостоверность такой информации. Некоторые компании могут принять на работу соискателя, имеющего в образовательном багаже краткосрочные курсы, но готовы платить стажеру максимум 15 – 20 тысяч рублей.
Крупные продавцы ищут специалистов с глубокими знаниями и опытом. Более всего ценятся профессионалы, способные запускать новые проекты с нуля, вести постоянную аналитику продаж, формировать стратегию продвижения, предлагать методы по улучшению ранжирования. Компетентный и успешный специалист зарабатывает 100 – 150 тысяч рублей в месяц, но большая часть этих денег выплачивается в виде премий по результатам деятельности магазина.
Предприниматели средней руки приглашают в штат менеджеров, которые возьмут на себя полный комплекс операций с магазином, — от аналитики рынка до управления репутацией. Статистика портала hh.ru свидетельствует, что медианная заработная плата специалистов этой категории составляет 60 тысяч рублей, но менеджеры на удаленке получают меньше — в среднем 45 тысяч рублей.
На сайте hh.ru немало вакансий, предполагающих офисную работу и график-пятидневку с двумя выходными. Обычно их размещают крупные селлеры с многомиллионным объемом продаж. Традиционно в такой компании трудится целый отдел менеджеров, а от соискателя требуется опыт 2 – 3 года, знание особенностей всех популярных маркетплейсов и готовность к высокому темпу работы.
Некоторые работодатели предлагают гибридный график или удаленку с редкими визитами в офис. Заработная плата будет пониже, но и требований к опыту поменьше — от 1 года. Такие вакансии не предполагают строгого контроля рабочего времени, намного важнее результат и обратная связь.
Немного другие требования выдвигают агентства, набирающие удаленных сотрудников для оказания услуг предпринимателям. Рабочее время здесь строго регламентировано — 8 часов с обеденным перерывом. Менеджер обязан находится у компьютера, а задачи распределяются через CRM. Агентства ведут десятки мелких магазинов и требуют от специалистов знания основ работы в web-средах, графических программ, SMM, таргетинга. Трудоустройство здесь официальное, но работать придется в режиме многозадачности.
В профильных чатах Telegram ищут менеджеров, которые работают самостоятельно по договору. Здесь рабочий график регулирует сам специалист — можно вести одновременно несколько проектов и работать из дома. Такой формат ценят инициативные, творческие люди, готовые решать задачи в режиме 24/7 и желающие достичь вершин в карьере.
Профессия менеджера маркетплейсов может принести очень хороший доход, но шансы найти перспективное место есть только у тех специалистов, кто не пожалел времени и средств на углубленную подготовку. Где можно научиться работать с маркетплейсами?

Срок подготовки: 5 месяцев
Что входит: 100 часов теории, 90 часов практики, 4 аттестационных проекта.
Крупнейшая российская образовательная платформа предлагает три ступени курсов по менеджменту маркетплейсов. Портал подготовил программы для начинающих и опытных менеджеров, а также для тех, кто хочет заниматься поставками товаров из Китая. Преподаватели курсов — эксперты, владельцы агентств по сопровождению продавцов, крупные селлеры. Слушатели учатся практическим навыкам в реальных кабинетах на сайтах маркетплейсов.
Программа:
Результат: сертификат
Реклама: ЧОУ ДПО “Образовательные Технологии "Скилбокс (Коробка Навыков)"”, ИНН 9701078611

Срок подготовки: 4 недели
Что входит: 36 часов лекций в аудиториях, выполнение домашних заданий
«Бруноям» — школа современных профессий, работающая с 2010 года. Сюда стоит прийти тем, кто хочет быстро освоить новую специальность. Школа сделала ставку на офлайн-обучение и проводит занятия в аудиториях собственных учебных центров. Программа курса «Менеджер маркетплейсов» адресована новичкам и охватывает все популярные платформы, включая СберМегаМаркет и Lamoda. География слушателей — Москва и Санкт-Петербург.
Программа:
Результат: сертификат.
Реклама: ООО “БРУНОЯМ”, ИНН 7840502496

Срок подготовки: 6 месяцев
Что входит: 65 часов теории, 74 часа практики
Одна из ведущих российских компаний в области образования разработала полугодовой курс начинающих менеджеров маркетплейсов со стажировкой и последующим трудоустройством. Формат обучения — вебинары экспертов, видеолекции и выполнение домашних заданий. За дополнительную плату можно освоить продвинутую аналитику и бизнес на маркетплейсах.
Программа:
Результат: Удостоверение об окончании курсов, портфолио.
Реклама: ООО “Нетология”, ИНН 7726464125

Длительность: 12 месяцев
Что входит: 200+ часов теории и практики, 3 специализации на выбор
GeekBrains входит в пятерку лучших образовательных платформ и готовит менеджеров с нуля до Junior. Углубленное обучение занимает год и включает более 200 часов занятий. Слушатели могут выбрать одну из трех специализаций — маркетинг, продакт- или бренд-менеджмент. Успешно защитившим диплом GeekBrains обещает поддержку при поиске работы.
Программа:
Результат: диплом о профессиональной подготовке.
Реклама: ООО “ГикБреинс”, ИНН 7726381870

Продолжительность: не регламентирована
Что входит: текстовые модули и тесты для самопроверки
Тинькофф Бизнес — образовательный ресурс для предпринимателей, запущенный в 2022 году. Здесь можно пройти бесплатный курс по выходу на маркетплейсы — «Озон», «Вайлдберриз» и Яндекс Маркет. В каждом блоке доступны лекции и тесты для лучшего освоения прочитанного. Сервис следит за изменениями правил «большой тройки» и вносит коррективы в учебный материал. Бонус — чек-листы со скриншотами по запуску магазинов, а также свод советов опытных селлеров.
Результат: сертификат пока не выдается

Длительность: 3 месяца
Что входит: 13 уроков, сопровождение на платформе
Interra — школа обучения онлайн-профессиям, основанная в 2017 году. Курсы длятся три месяца, слушателям предлагают просмотр видеолекций, контроль домашних заданий, общение в закрытом чате и участие в вебинарах с экспертами. На последнем этапе необходимо подготовить и защитить дипломный проект. В школе есть свой центр карьеры, где начинающий менеджер может получить консультацию по вопросам трудоустройства.
Программа:
Результат: Сертификат, удостоверение гособразца о повышении квалификации

Длительность: 2 месяца
Что входит: 125 уроков, 5 тренажеров, 10+ кейсовых заданий
Eduson Academy — академия, начинавшая работу в 2013 году с корпоративного обучения. Сегодня платформа открыта для всех желающих. В ходе обучения слушатели изучают теорию по видеолекциям, а затем закрепляют навыки в виртуальной рабочей среде, имитирующей личный кабинет. Завершает обучение подготовка и защита выпускного проекта. Помимо «большой тройки» маркетплейсов академия дает развернутую информацию о работе на AliExpress и «СберМегаМаркет».
Программа:
Результат: диплом академии, удостоверение о повышении квалификации.
Реклама: ООО “Эдюсон”, ИНН 7729779476
Комментарии