Бизнес-аналитик – это специалист, который работает с информацией о процессах, прямо или косвенно влияющих на прибыль, систему управления и эффективность компании в целом. Обычно его конечная цель – помочь руководителям и ответственным сотрудникам принимать верные решения.
Пример:
Предположим, что магазин планирует сократить расходы и ликвидировать службу доставки, передав ее функции на аутсорсинг. Аналитик изучит ситуацию, спроектирует поведенческие сценарии аудитории, проведет опросы и расчеты.
Крупный бизнес остро нуждается в таких специалистах. Поэтому поговорим о том, кто может стать аналитиком, с какими задачами нужно будет справляться и как освоить профессию с нуля.
Малый бизнес и индивидуальные предприниматели редко принимают в штат специалистов в узких сферах. Для них в небольших компаниях слишком мало задач. Чаще сюда принимают «универсалов» – например, бизнес- и системного аналитика в одном лице. Либо делегируют задачи сотрудникам из смежных сфер – маркетологам, пиарщикам и так далее.
Крупный бизнес чаще нуждается в профильной аналитике. Здесь больше задач, внутренних и внешних процессов. Их нужно постоянно анализировать, выявлять недостатки и риски. Специалисту также нужно предлагать решения по созданию и развитию проектов, изучать запросы клиентов и покупателей.
Работа аналитика в команде предполагает его взаимодействие практически со всеми сотрудниками. Главным образом, с продакт-менеджерами. Все дело в том, что бизнес может нуждаться в решении разных задач – в одних случаях нужно описать сценарии, в других – протестировать предложение, понять ошибки, повысить эффективность продуктов и так далее.
Аналитик также взаимодействует с клиентами компании – например, выявляет цели, находит и тестирует способы их достижения, ставит соответствующие задачи специалистам компании. Иногда работа сводится к тому, чтобы помогать команде разработки определять, в чем конкретно заинтересован заказчик – фактически переводить «с предпринимательского языка на человеческий».
Многое зависит от того, в чем именно нуждается бизнес. Если аналитик процессов обычно ищет причины их несовершенства и выявляет способы повышения эффективности, то специалисты в продуктовой разработке создают IT-решения, ставят задачи программистам, тестировщикам и дизайнерам, работают в связке с продакт-менеджерами.
Требования к конкретным навыкам и знаниям также связаны с тем, чем именно будет заниматься аналитик, например:
Иногда профессия бизнес-аналитика также требует выполнения смежных задач. Например, он может контролировать развитие экономически значимого продукта или решать проблемы пользователей, выявляя недостатки и составляя рекомендации для улучшения проектов.
В зависимости от того, как построен бизнес компании и чем именно занимается специалист, он должен владеть различными навыками. Чаще всего это:
При этом единственный способ найти на 100% подходящего аналитика – это привлечение кандидата из аналогичной компании. Но так как каждый бизнес индивидуален, работодатели почти всегда закладывают время и ресурсы на адаптацию и обучение специалиста. Ему потребуется какое-то время, чтобы вникнуть в каждый процесс и начать работать эффективно.
Специалисты пользуются различными сервисами и программами. Многое зависит от корпоративной политики – в частности, от того, какой софт для коммуникации, трекинга и совместной работы над проектами применяет компания.
Чаще всего аналитикам нужно использовать:
В реальности деятельность аналитиков требует использования набора инструментов, который сложно загнать в рамки универсального списка. Это объясняется еще и спецификой конкретного проекта. В одних случаях сделать всю необходимую работу можно в Excel или с помощью инструментов Google. В других случаях организация рабочих процессов требует использования более сложного софта. Поэтому аналитик должен быть готов изучать многие инструменты уже после трудоустройства.
Многое зависит от опыта и места работы специалиста. На практике аналитики из Москвы и регионов с идентичными навыками получают разные зарплаты. Чем выше локальная конкуренция, тем больше денег бизнес готов предложить подходящему кандидату.
Согласно исследованию «Технократии» и hh.ru за период с сентября 2022 года по сентябрь 2023 года профессия бизнес-аналитика оказалась одной из самых востребованных в России. Всего за год спрос на специалистов вырос более чем на 40%. Зарплатная вилка – 70-350 тыс. руб. Однако крупный бизнес готов направлять профессионалам офферы с более крупными суммами.
Самый простой вариант – подобрать качественный онлайн-курс с последовательным изучением основных модулей, проверкой домашних заданий и постоянной обратной связью от преподавателей. Идеально, если начинающий аналитик сможет получить диплом или сертификат, а также если онлайн-университет гарантирует трудоустройство или стажировку.
Альтернатива – самостоятельное обучение по видеоурокам на YouTube, блогам экспертов, различным гайдам. Главный недостаток этого способа – отсутствие наставника, чья цель – помочь слушателям находить ошибки в результатах анализа и дать индивидуальные рекомендации по профессиональному развитию.
Представляем 10 лучших программ, которые помогут получить новую профессию с нуля или с минимальными базовыми знаниями.
Длительность: от 4 месяцев
Диплом: О профпереподготовке или сертификат
Стажировка: Нет
Skillbox – это одна из крупнейших образовательных онлайн-платформ в России, которая обучает студентов на собственных площадках и приглашает в качестве лекторов практикующих экспертов.
Особенности программы:
В стоимость обучения уже включены 2 бесплатные консультации с экспертами карьерного центра, которые помогут в поиске работы.
Реклама: ЧОУ ДПО “Образовательные Технологии "Скилбокс (Коробка Навыков)"”, ИНН 9701078611
Длительность: 6 месяцев
Диплом: О профпереподготовке или сертификат
Стажировка: Да
ProductStar – образовательная платформа, входящая в группу компаний «РБК». Сложно представить людей, которые знают про бизнес больше. Среди создателей и спикеров курса по подготовке аналитиков эксперты из Amazon, Yandex и Skyeng.
Важные особенности программы:
Студенты также получают гарантию трудоустройства при выполнении условий договора.
Реклама: ООО “ТРИВИУМ”, ИНН 7806297293
Длительность: 9 месяцев
Диплом: О профпереподготовке или сертификат
Стажировка: Нет
GeekBrains – одна из старейших онлайн-платформ. Изначально она была ориентирована на IT-курсы. Однако уже несколько лет здесь обучаются и студенты, мечтающие получить профессию в других сферах – преимущественно это бизнес, психология, реклама и маркетинг.
Особенности курса для подготовки аналитиков:
Площадка также помогает студентам получить опыт работы с реальными кейсами и устроиться в крупнейшие компании.
Реклама: ООО “ГикБреинс”, ИНН 7726381870
Длительность: 5,5 месяца
Диплом: О профпереподготовке или сертификат
Стажировка: Нет
«Нетология» – это крупный онлайн-университет с лицензией на осуществление образовательной деятельности. Студенты обучаются в рамках платформы. Лекторы и наставники – эксперты с огромным опытом в профессии.
Чем хорош курс для аналитиков:
«Нетология» также помогает слушателям найти стажировку или получить приглашение на работу – студентам доступны бесплатные консультации от карьерного центра.
Реклама: ООО “Нетология”, ИНН 7726464125
Длительность: 5 месяцев
Диплом: Сертификат
Стажировка: нет
OTUS – это образовательная онлайн-платформа, ориентированная на подготовку специалистов в IT. Преимущественно ее программы нацелены на студентов, которые уже имеют базовые знания в профессии.
В рамках курса для аналитиков можно:
Лекторами и наставниками действующие бизнес-аналитики из крупнейших компаний.
Реклама: ООО “Отус онлайн-образование”, ИНН 9705100963
Длительность: 12 месяцев
Диплом: О профпереподготовке и международные сертификаты
Стажировка: Нет
SF Education – это образовательная площадка, которая в 2023 году стала членом Европейской ассоциации вузов и преподавателей высшей школы HISTES.
Чем интересен ее курс по подготовке аналитиков:
Бывшие студенты SF Education работают в самих разных сферах – среди них бизнес, производство, IT и другие отрасли.
Длительность: 14 месяцев
Диплом: О профпереподготовке или сертификат
Стажировка: Нет
Skillfactory – одна из крупнейших образовательных онлайн-платформ, которая предлагает изучать, в том числе, бизнес-аналитику в рамках общего курса по работе с данными.
Особенности программы:
Слушатели курса также получают помощь в трудоустройстве от сотрудников карьерного центра.
Реклама: ООО “СКИЛФЭКТОРИ”, ИНН 9702009530
Длительность: 7,5 месяца
Диплом: О профпереподготовке или сертификат
Стажировка: Нет
Яндекс.Практикум – это онлайн-школа «Яндекса». Она готовит, в том числе, специалистов, которые связывают бизнес с IT.
Чем интересен курс:
По данным НИУ ВШЭ более 69% выпускников Яндекс.Практикума находят работу по новой профессии.
Длительность: 6 месяцев
Диплом: О профпереподготовке или сертификат
Стажировка: Нет
Skypro – это онлайн-университет IT-профессий от Skyeng. Среди ее предложений есть и программа для тех, кто мечтает построить карьеру в бизнес-аналитике и делает это впервые.
В чем особенности курса:
Программа позволяет студентам получить навыки, необходимые для работы в разных сферах – в их числе бизнес, IT, маркетинг и реклама.
Реклама: ОАНО ДПО “СКАЕНГ”, ИНН 9709022748
Длительность: от 18 часов
Диплом: Нет
Стажировка: Нет
Hexlet – это экосистема, в которую входят онлайн-платформа для обучения IT-специальностям. Студенты также изучают бизнес, рекламу, маркетинг и многое другое.
Среди особенностей курса:
При оплате курса студенты также получают доступ к другим программам площадки.
Аналитики связывают бизнес и IT решения, помогают компаниям делать более качественные с пользовательской точки зрения продукты. Это востребованная специальность, которую реально получить с нуля. Проще всего сделать это, подобрав онлайн-курс с поддержкой от наставников и кураторов.
Комментарии