Далеко не каждый автолюбитель правильно заряжает АКБ своей машины, а некоторые водители в принципе не уделяют время этому процессу. Почему нужно периодически подключать батарею к источнику тока и как это правильно делать? Разберёмся в вопросе поэтапно.
Существует ряд причин, по которым аккумулятор автомобиля может разряжаться быстрее, чем положено:
Причиной этому зачастую становится сульфатация — химический процесс, в ходе которого на пластинах батареи, которую давно не заряжали или неправильно использовали, появляется налёт, состоящий из кристаллов сернокислого свинца. Он уменьшает их рабочую поверхность, в результате проводимость тока ухудшается, а ёмкость аккумулятора снижается.
Также внутри АКБ может произойти короткое замыкание, которое нередко случается из-за плохой фиксации, механических повреждений или проникновения пыли и грязи.
И, конечно, батарею не обходит стороной естественное старение. У каждого аккумулятора есть срок службы, после которого он подлежит замене на новый.
Если его ремень неправильно натянут, устройство теряет способность выдавать ток, необходимый для восстановления заряда АКБ. Кроме того, может сломаться реле-регулятор напряжения. В этом случае перегревается батарея, испаряется электролит или снижается подача напряжения до такого уровня, что перестаёт запускаться двигатель.
При использовании нештатного оборудования, которое работает и при выключенном зажигании (например, мультимедийной системы, автосигнализации, иммобилайзера или системы мониторинга), зачастую расходуется больше электроэнергии, чем способен выдавать аккумулятор.
Нередко неисправной оказывается сама проводка. Её самые распространённые дефекты — это повреждённые контакты, нарушенная изоляция и окислившиеся соединения.
На батарею воздействовал сильный холод или жара, что вызывало ускоренный саморазряд. Или из-за частых коротких поездок аккумулятору не хватило времени полностью зарядиться. А ещё многие водители нередко используют подогрев сидений и аудиосистему при заглушённом моторе, что, естественно, становится дополнительной нагрузкой для АКБ.
Существует несколько типов АКБ для машин. Самый популярный из них — свинцово-кислотный аккумулятор (СКА).
| Преимущества | Недостатки |
|---|---|
| низкий саморазряд | значительный размер и вес |
| высокая производительность | восприимчивость к морозам |
| отсутствие эффекта памяти | наличие экологического риска (из-за содержания свинца и кислоты требуются особые условия утилизации) |
| приемлемая цена |
Такие батареи могут быть обслуживаемыми и необслуживаемыми. Устройства первого типа оборудованы свинцовыми пластинами, которые погружены в раствор электролита. Они требуют постоянного контроля уровня жидкости и доливки воды, но зато такие аккумуляторы реже переходят в глубокий разряд и отличаются длительным сроком службы (при правильном обращении). Изделия же второго типа не нуждаются во вмешательстве, отличаются простотой использования, но они быстрее теряют эффективность в холода.
Несколько реже на дорогах встречаются машины с AGM-аккумуляторами. Дословно «Absorbent Glass Mat» переводится как «абсорбирующий стекловолоконный мат». Это разновидность батарей СКА. Такие аккумуляторы отличаются тем, что в них используется не жидкий электролит, а абсорбированный. Между пластинами АКБ размещаются особые пористые вставки (стекловолоконные маты), которые пропитаны кислотой. Они как губки удерживают электролит и выполняют роль сепараторов для свинцовых пластин, благодаря чему AGM-аккумуляторы имеют большую ёмкость, чем их предшественники, при точно таких же габаритах.
| Преимущества | Недостатки |
|---|---|
| стабильная работа при низких температурах | чувствительность к перезарядке |
| невосприимчивость к вибрациям, качке и наклонам | высокая цена |
| устойчивость к глубоким разрядам | |
| способность принимать высокие токи | |
| большое количество циклов заряда-разряда | |
АКБ с абсорбированным электролитом чаще всего используются в мотоциклах, катерах, военной технике, а также в гибридных моделях авто.
Следующий вариант — гелиевый аккумулятор, который тоже является разновидностью свинцово-кислотной батареи. За счёт того, что электролит в нём находится в состоянии вязкой массы, риск протечки очень маленький, а срок службы батареи довольно высокий.
| Преимущества | Недостатки |
|---|---|
| безопасность в эксплуатации | низкая переносимость перезаряда |
| долговечность | чувствительность к экстремальным температурам |
| длительное сохранение заряда при хранении | совместимость только с определёнными моделями авто |
Следует учесть, что такой аккумулятор можно устанавливать, только если проводка полностью исправна.
Также нередко встречаются никель-кадмиевые батареи (Ni-Cd). Их суть понятна из названия — в таких устройствах в качестве анода и катода используются химические элементы никель и кадмий. При зарядке кадмий трансформируется в гидроксид, а при разрядке — снова превращается в металл и параллельно отдаёт энергию.
| Преимущества | Недостатки |
|---|---|
| может храниться в разряженном состоянии | требует полного разряда (имеет ярко выраженный эффект памяти) |
| не нагревается во время зарядки | для возвращения к «жизни» после долгого простоя нуждается в восстановлении по конкретному алгоритму |
| стоит недорого | целиком разряжается за 1-2 месяца |
| не теряет ёмкость на морозе и жаре | |
| сохраняет безопасность при разгерметизации (не загорается) |
Никель-кадмиевые АКБ считаются одними из самых устойчивых и прочных, поэтому их задействуют в авиастроении.
Для вас на первом месте стоит долговечность батареи? Тогда стоит обратить внимание на кальциевый аккумулятор. В его основе свинцовые пластины, которые покрыты кальцием: они не боятся окисления, коррозии и перенасыщения энергией.
| Преимущества | Недостатки |
|---|---|
| устойчивость к избыточному заряду | чувствительность к глубокому разряду |
| высокая прочность | потеря заряда при коротких частых поездках |
| долгий срок службы |
Такие АКБ активно используются в автомобилях, оснащённых системой «старт-стоп» и большим количеством электрооборудования.
Если же вы хотите, чтобы батарея объединяла характеристики устройств разных типов, вам стоит обратить внимание на гибридный аккумулятор. Он объединяет в себе сразу две технологии: отрицательно заряженные пластины произведены из сплава свинца и кальция, а положительно заряженные — тоже из свинца, но с добавкой сурьмы.
| Преимущества | Недостатки |
|---|---|
| низкий разряд при хранении | чувствительность к балансу напряжения при зарядке |
| высокий стартовый ток | необходимость доливки дистиллированной воды |
| устойчивость к глубокому разряду |
Гибридные АКБ лучше всего подходят для северных и средних широт, где зимой холодно, а летом не слишком жарко.
Если вы хотите, чтобы характеристики вашей АКБ как можно дольше не отличались от указанных производителем, её следует заряжать минимум 2 раза в год: осенью, перед наступлением морозов, и весной, после их окончания.
Также стоит обращать внимание на ряд признаков, сигнализирующих о том, что батарея нуждается в зарядке:
Перед тем, как подключить зарядное устройство к АКБ необходимо сделать следующее:
Читайте также:
Удобнее и проще всего восстановить энергию аккумулятора с помощью «умного» зарядного устройства. Гаджет оснащён датчиками, отслеживающими процесс передачи тока, а также элементами, которые выравнивают заряд и даже выполняют десульфатацию (удаление кристаллов свинца с пластин). В продаже есть девайсы на 12, 24, 36 и 48 В.
Если такого прибора у вас нет, вы можете зарядить АКБ двумя способами — постоянным током или постоянным напряжением.
Первый метод подойдёт вам, если требуется срочно восполнить энергию батареи, но у вас мало времени. В этом случае аккумулятор зарядится за пару часов, но не исключено, что его износ увеличится.
Второй же метод — более щадящий для батареи. Он позволяет зарядить аккумулятор на 80-85 % примерно за сутки, так что подойдёт только тем, кому никуда спешить не надо.
Если вы попали в ситуацию, когда нужно срочно ехать, а «сил» батареи не хватает на то, чтобы завести машину, можно подзарядиться от другого авто. «Прикурить» аккумулятор несложно — главное, нужно подключить провода в правильной последовательности и учесть ряд нюансов.
В первую очередь необходимо убедиться, что соблюдены следующие условия:
Для «прикуривания» вам понадобятся пусковые провода, оснащённые специальными зажимами, которые называют «крокодилами» (за схожесть с челюстью пресмыкающегося). Лучше всего, если они изготовлены из меди, покрыты качественной изоляцией, их сечение составляет 14-16 кв. мм, а сами зажимы надёжно фиксируются на клеммах АКБ.
Далее начинается самый ответственный процесс: один конец красного провода нужно подключить к положительной клемме вашей батареи (рядом с ней вы увидите знак «+»), а второй — тоже к «плюсу», но уже аккумулятора другой машины. С чёрными проводами всё немного сложнее: один «крокодил» следует подключить к отрицательной клемме автомобиля-донора, другой же — к неокрашенной металлической части кузова или мотора вашего авто.
Теперь машины соединены в единую цепь! АКБ помощника питает электроэнергией севшую батарею. Если ёмкость заряженного аккумулятора выше, чем у разряженного, можно сразу попробовать завести свой автомобиль. А если такой уверенности нет, лучше сначала завести машину-донора, дать ей поработать 10-15 минут на высоких оборотах и только тогда поворачивать ключ зажигания «уснувшего» авто.
Учтите, что машину нельзя «прикуривать», если:
Зарядное устройство для автомобильных батарей состоит из двух устройств: выпрямителя и трансформатора. С помощью них прибор превращает переменный ток в постоянный, а если гаджет автоматический, то и сам регулирует мощность заряда. Если вы ещё выбираете, какой девайс купить, вам стоит обратить внимание на программируемые ЗУ — они позволяют вручную отрегулировать все параметры. А если прибор уже у вас в руках, давайте приступим!
В первую очередь нужно подготовить аккумулятор к зарядке (как это сделать, описано выше). Далее следует подсоединить ЗУ к батарее, но торопиться не следует — главное, не перепутать клеммы.
Определив полярность, можно подключать провода. Красный нужно подсоединить к клемме со знаком «+», а чёрный — со знаком «-». Теперь пора включить источник питания.
Если вы решите заряжать АКБ постоянным током, защитное значение напряжения лучше установить на максимум. Далее нужно отрегулировать силу тока: 8-10 А, и чем меньше будет выбран этот параметр, тем дольше батарея будет заряжаться, но и «безболезненнее».
Постепенно напряжение будет расти, и когда оно выравняется с предельно допустимым для вашей батареи, ток нужно уменьшить вдвое. То же самое следует сделать, если послышится характерное бульканье.
Через некоторое время напряжение снова станет расти. Вам необходимо продолжать зарядку, пока ток опять не поднимется до порогового значения, и снова уменьшить его в 2 раза.
Ёмкость аккумулятора будет практически восстановлена, когда напряжение потребуется снизить до 0,25-0,5 А. С этого момента АКБ следует заряжать ещё 1-2 часа, не меняя настроек. По истечении времени ЗУ можно отключить (сначала минусовую клемму, затем плюсовую).
Если же вы предпочтёте заряжать батарею постоянным напряжением, стоит выставить силу тока 25 А, а напряжение — выбрать предельно допустимый уровень. Ток резко возрастёт, но по мере накопления заряда в аккумуляторе он начнёт снижаться.
Сколько времени займёт процесс, однозначно сказать нельзя — всё зависит от ёмкости АКБ и степени разрядки, но чаще всего он составляет более суток. Отключить же зарядное устройство стоит, когда ток опустится до 0,25-0,5 А.
Существует несколько правил, следуя которым, у вас получится зарядить АКБ не навредив ни себе, ни системам автомобиля:
Умение правильно заряжать автомобильную батарею поможет вам избежать многих проблем на дороге. Главное — всегда учитывайте рекомендации производителя и используйте качественное зарядное устройство, и тогда аккумулятор будет служить вам долго и исправно.
Читайте также:
Комментарии