Статьи
Транспорт
Советы автолюбителям

Как зарядить аккумулятор авто: подробная инструкция

Екатерина Стрелкова
9 октября 2025
266
15 минут
Источник фото: Anton Gvozdikov / Shutterstock
Источник фото: Anton Gvozdikov / Shutterstock

Содержание

Содержание
Вверх

Далеко не каждый автолюбитель правильно заряжает АКБ своей машины, а некоторые водители в принципе не уделяют время этому процессу. Почему нужно периодически подключать батарею к источнику тока и как это правильно делать? Разберёмся в вопросе поэтапно.

Источник фото: optimarc / Shutterstock

Почему разряжается АКБ

Существует ряд причин, по которым аккумулятор автомобиля может разряжаться быстрее, чем положено:

АКБ вышла из строя

Причиной этому зачастую становится сульфатация — химический процесс, в ходе которого на пластинах батареи, которую давно не заряжали или неправильно использовали, появляется налёт, состоящий из кристаллов сернокислого свинца. Он уменьшает их рабочую поверхность, в результате проводимость тока ухудшается, а ёмкость аккумулятора снижается.

Также внутри АКБ может произойти короткое замыкание, которое нередко случается из-за плохой фиксации, механических повреждений или проникновения пыли и грязи.

И, конечно, батарею не обходит стороной естественное старение. У каждого аккумулятора есть срок службы, после которого он подлежит замене на новый.

Генератор стал работать некорректно

Если его ремень неправильно натянут, устройство теряет способность выдавать ток, необходимый для восстановления заряда АКБ. Кроме того, может сломаться реле-регулятор напряжения. В этом случае перегревается батарея, испаряется электролит или снижается подача напряжения до такого уровня, что перестаёт запускаться двигатель.

Произошла утечка тока

При использовании нештатного оборудования, которое работает и при выключенном зажигании (например, мультимедийной системы, автосигнализации, иммобилайзера или системы мониторинга), зачастую расходуется больше электроэнергии, чем способен выдавать аккумулятор.

Нередко неисправной оказывается сама проводка. Её самые распространённые дефекты — это повреждённые контакты, нарушенная изоляция и окислившиеся соединения.

Помимо этого, в гнёздах прикуривателя часто остаются зарядные устройства видеорегистраторов, планшетов, навигаторов и других гаджетов, которые потребляют ток, расходуя ресурс АКБ.

Были нарушены правила эксплуатации

На батарею воздействовал сильный холод или жара, что вызывало ускоренный саморазряд. Или из-за частых коротких поездок аккумулятору не хватило времени полностью зарядиться. А ещё многие водители нередко используют подогрев сидений и аудиосистему при заглушённом моторе, что, естественно, становится дополнительной нагрузкой для АКБ.

Виды автомобильных аккумуляторов

Источник фото: MVshop / Shutterstock

Существует несколько типов АКБ для машин. Самый популярный из них — свинцово-кислотный аккумулятор (СКА).

Преимущества Недостатки
низкий саморазряд значительный размер и вес
высокая производительность восприимчивость к морозам
отсутствие эффекта памяти наличие экологического риска (из-за содержания свинца и кислоты требуются особые условия утилизации)
приемлемая цена  

Такие батареи могут быть обслуживаемыми и необслуживаемыми. Устройства первого типа оборудованы свинцовыми пластинами, которые погружены в раствор электролита. Они требуют постоянного контроля уровня жидкости и доливки воды, но зато такие аккумуляторы реже переходят в глубокий разряд и отличаются длительным сроком службы (при правильном обращении). Изделия же второго типа не нуждаются во вмешательстве, отличаются простотой использования, но они быстрее теряют эффективность в холода.

Несколько реже на дорогах встречаются машины с AGM-аккумуляторами. Дословно «Absorbent Glass Mat» переводится как «абсорбирующий стекловолоконный мат». Это разновидность батарей СКА. Такие аккумуляторы отличаются тем, что в них используется не жидкий электролит, а абсорбированный. Между пластинами АКБ размещаются особые пористые вставки (стекловолоконные маты), которые пропитаны кислотой. Они как губки удерживают электролит и выполняют роль сепараторов для свинцовых пластин, благодаря чему AGM-аккумуляторы имеют большую ёмкость, чем их предшественники, при точно таких же габаритах.

Преимущества Недостатки
стабильная работа при низких температурах чувствительность к перезарядке
невосприимчивость к вибрациям, качке и наклонам высокая цена
устойчивость к глубоким разрядам  
способность принимать высокие токи  
большое количество циклов заряда-разряда  
   

АКБ с абсорбированным электролитом чаще всего используются в мотоциклах, катерах, военной технике, а также в гибридных моделях авто.

Следующий вариант — гелиевый аккумулятор, который тоже является разновидностью свинцово-кислотной батареи. За счёт того, что электролит в нём находится в состоянии вязкой массы, риск протечки очень маленький, а срок службы батареи довольно высокий.

Преимущества Недостатки
безопасность в эксплуатации низкая переносимость перезаряда
долговечность чувствительность к экстремальным температурам
длительное сохранение заряда при хранении совместимость только с определёнными моделями авто

Следует учесть, что такой аккумулятор можно устанавливать, только если проводка полностью исправна.

Также нередко встречаются никель-кадмиевые батареи (Ni-Cd). Их суть понятна из названия — в таких устройствах в качестве анода и катода используются химические элементы никель и кадмий. При зарядке кадмий трансформируется в гидроксид, а при разрядке — снова превращается в металл и параллельно отдаёт энергию.

Преимущества Недостатки
может храниться в разряженном состоянии требует полного разряда (имеет ярко выраженный эффект памяти)
не нагревается во время зарядки для возвращения к «жизни» после долгого простоя нуждается в восстановлении по конкретному алгоритму
стоит недорого целиком разряжается за 1-2 месяца
не теряет ёмкость на морозе и жаре  
сохраняет безопасность при разгерметизации (не загорается)  

Никель-кадмиевые АКБ считаются одними из самых устойчивых и прочных, поэтому их задействуют в авиастроении.

Для вас на первом месте стоит долговечность батареи? Тогда стоит обратить внимание на кальциевый аккумулятор. В его основе свинцовые пластины, которые покрыты кальцием: они не боятся окисления, коррозии и перенасыщения энергией.

Преимущества Недостатки
устойчивость к избыточному заряду чувствительность к глубокому разряду
высокая прочность потеря заряда при коротких частых поездках
долгий срок службы  

Такие АКБ активно используются в автомобилях, оснащённых системой «старт-стоп» и большим количеством электрооборудования.

Если же вы хотите, чтобы батарея объединяла характеристики устройств разных типов, вам стоит обратить внимание на гибридный аккумулятор. Он объединяет в себе сразу две технологии: отрицательно заряженные пластины произведены из сплава свинца и кальция, а положительно заряженные — тоже из свинца, но с добавкой сурьмы.

Преимущества Недостатки
низкий разряд при хранении чувствительность к балансу напряжения при зарядке
высокий стартовый ток необходимость доливки дистиллированной воды
устойчивость к глубокому разряду  

Гибридные АКБ лучше всего подходят для северных и средних широт, где зимой холодно, а летом не слишком жарко.

Как понять, что пора заряжать аккумулятор

Если вы хотите, чтобы характеристики вашей АКБ как можно дольше не отличались от указанных производителем, её следует заряжать минимум 2 раза в год: осенью, перед наступлением морозов, и весной, после их окончания.

Также стоит обращать внимание на ряд признаков, сигнализирующих о том, что батарея нуждается в зарядке:

  1. При повороте ключа стартер запускает на мотор на меньших оборотах, чем обычно.
  2. Напряжение на клеммах аккумулятора опустилось ниже 12,5 В (проверить его можно мультиметром).
  3. Брелок или приложение на смартфоне сообщают о необходимости восполнить заряд электроэнергии.
  4. Индикатор состояния аккумулятора (если есть) изменил цвет с зелёного на серый или чёрный.
Источник фото: antoniodiaz / Shutterstock

Как подготовить аккумулятор к зарядке

Перед тем, как подключить зарядное устройство к АКБ необходимо сделать следующее:

  1. Отключить батарею от бортовой сети (сначала нужно отсоединить минусовую клемму, а потом — плюсовую).
  2. Очистить корпус батареи от пыли и грязи.
  3. Убрать окислы с её контактов.
  4. Убедиться, что на аккумуляторе нет вздутий, повреждений и подтёков.
  5. Если АКБ обслуживаемый — открыть крышки и проверить уровень жидкости (он должен быть на 1,5 см выше пластин). При необходимости нужно долить дистиллированную воду. А если батарея необслуживаемая, следует снять заглушку, закрывающую газоотводное отверстие (при её наличии).

Читайте также:

17 июля 2025
Когда и как менять масло в двигателе
1696
1 комментарий

Какой способ зарядки выбрать

Удобнее и проще всего восстановить энергию аккумулятора с помощью «умного» зарядного устройства. Гаджет оснащён датчиками, отслеживающими процесс передачи тока, а также элементами, которые выравнивают заряд и даже выполняют десульфатацию (удаление кристаллов свинца с пластин). В продаже есть девайсы на 12, 24, 36 и 48 В.

Если такого прибора у вас нет, вы можете зарядить АКБ двумя способами — постоянным током или постоянным напряжением.

Первый метод подойдёт вам, если требуется срочно восполнить энергию батареи, но у вас мало времени. В этом случае аккумулятор зарядится за пару часов, но не исключено, что его износ увеличится.

Второй же метод — более щадящий для батареи. Он позволяет зарядить аккумулятор на 80-85 % примерно за сутки, так что подойдёт только тем, кому никуда спешить не надо.

Источник фото: Ken stocker / Shutterstock

Как «прикурить» АКБ от другой машины

Если вы попали в ситуацию, когда нужно срочно ехать, а «сил» батареи не хватает на то, чтобы завести машину, можно подзарядиться от другого авто. «Прикурить» аккумулятор несложно — главное, нужно подключить провода в правильной последовательности и учесть ряд нюансов.

В первую очередь необходимо убедиться, что соблюдены следующие условия:

  1. У автомобиля-донора аккумулятор исправен и полностью заряжен. Идеальный вариант — если его напряжение не отличается от того, которое выдаёт ваше устройство. Так вы обезопасите свою электронику от скачков тока, способных её повредить.
  2. Машины расположены таким образом, что пусковые провода легко дотягиваются от одного АКБ до другого, но при этом авто не касаются друг друга.
  3. Двигатель автомобиля-помощника заглушен.
  4. У обоих авто выключены магнитолы, подогревы, обдувы, фары и другие устройства, потребляющие энергию.
  5. Аккумулятор вашего «спасителя» хорошо прогрет.

Для «прикуривания» вам понадобятся пусковые провода, оснащённые специальными зажимами, которые называют «крокодилами» (за схожесть с челюстью пресмыкающегося). Лучше всего, если они изготовлены из меди, покрыты качественной изоляцией, их сечение составляет 14-16 кв. мм, а сами зажимы надёжно фиксируются на клеммах АКБ.

Далее начинается самый ответственный процесс: один конец красного провода нужно подключить к положительной клемме вашей батареи (рядом с ней вы увидите знак «+»), а второй — тоже к «плюсу», но уже аккумулятора другой машины. С чёрными проводами всё немного сложнее: один «крокодил» следует подключить к отрицательной клемме автомобиля-донора, другой же — к неокрашенной металлической части кузова или мотора вашего авто. 

Теперь машины соединены в единую цепь! АКБ помощника питает электроэнергией севшую батарею. Если ёмкость заряженного аккумулятора выше, чем у разряженного, можно сразу попробовать завести свой автомобиль. А если такой уверенности нет, лучше сначала завести машину-донора, дать ей поработать 10-15 минут на высоких оборотах и только тогда поворачивать ключ зажигания «уснувшего» авто.

Отсоединять пусковые провода нужно в обратном порядке — сначала чёрный «крокодил», потом красный. Глушить «оживший» автомобиль не стоит. Лучше всего сразу отправляться на нём в путь, а если такой возможности нет, следует хотя бы дать ему поработать на холостых оборотах 20-30 минут.

Учтите, что машину нельзя «прикуривать», если:

  • одна из батарей неисправна (видны подтёки электролита, клеммы повреждены или аккумулятор вздут);
  • напряжение в автомобилях сильно отличается (например, стандартные 12 вольт легкового авто и 24 вольта грузовика);
  • пусковой ток слишком высокий (можно заводить малолитражный городской хетчбэк с помощью мощного джипа, а наоборот — вряд ли получится);
  • «уснувшая» машина неисправна (если аккумулятор сел из-за длительных безуспешных попыток завести мотор, «прикуривание» не выручит);
  • заряжать АКБ от батарей других автомобилей запрещено инструкцией (существуют модели, для которых фатален резкий скачок напряжения).
Источник фото: Ken stocker / Shutterstock

Как заряжать АКБ зарядным устройством

Зарядное устройство для автомобильных батарей состоит из двух устройств: выпрямителя и трансформатора. С помощью них прибор превращает переменный ток в постоянный, а если гаджет автоматический, то и сам регулирует мощность заряда. Если вы ещё выбираете, какой девайс купить, вам стоит обратить внимание на программируемые ЗУ — они позволяют вручную отрегулировать все параметры. А если прибор уже у вас в руках, давайте приступим!

В первую очередь нужно подготовить аккумулятор к зарядке (как это сделать, описано выше). Далее следует подсоединить ЗУ к батарее, но торопиться не следует — главное, не перепутать клеммы.

Определив полярность, можно подключать провода. Красный нужно подсоединить к клемме со знаком «+», а чёрный — со знаком «-». Теперь пора включить источник питания.

Если вы решите заряжать АКБ постоянным током, защитное значение напряжения лучше установить на максимум. Далее нужно отрегулировать силу тока: 8-10 А, и чем меньше будет выбран этот параметр, тем дольше батарея будет заряжаться, но и «безболезненнее».

Постепенно напряжение будет расти, и когда оно выравняется с предельно допустимым для вашей батареи, ток нужно уменьшить вдвое. То же самое следует сделать, если послышится характерное бульканье.

Через некоторое время напряжение снова станет расти. Вам необходимо продолжать зарядку, пока ток опять не поднимется до порогового значения, и снова уменьшить его в 2 раза.

Ёмкость аккумулятора будет практически восстановлена, когда напряжение потребуется снизить до 0,25-0,5 А. С этого момента АКБ следует заряжать ещё 1-2 часа, не меняя настроек. По истечении времени ЗУ можно отключить (сначала минусовую клемму, затем плюсовую).

Если же вы предпочтёте заряжать батарею постоянным напряжением, стоит выставить силу тока 25 А, а напряжение — выбрать предельно допустимый уровень. Ток резко возрастёт, но по мере накопления заряда в аккумуляторе он начнёт снижаться.

Сколько времени займёт процесс, однозначно сказать нельзя — всё зависит от ёмкости АКБ и степени разрядки, но чаще всего он составляет более суток. Отключить же зарядное устройство стоит, когда ток опустится до 0,25-0,5 А.

После того, как батарея остынет, нужно измерить её заряд. Если аккумулятор заполнился менее чем на 90%, стоит ещё раз подключить ЗУ и дождаться, пока потребляемый ток не уменьшится на 0,1-0,2 А.

Техника безопасности при зарядке аккумулятора

Существует несколько правил, следуя которым, у вас получится зарядить АКБ не навредив ни себе, ни системам автомобиля:

  1. Процедуру необходимо проводить на улице или в хорошо проветриваемом помещении, иначе вы можете надышаться опасными для здоровья парами.
  2. Перед открытием крышки обслуживаемой батареи следует надеть резиновые перчатки и очки, чтобы защитить себя от воздействия серной кислоты.
  3. Использовать открытый огонь и курить рядом с батареей запрещено — аккумулятор может взорваться.
  4. После того, как вы принесли АКБ с мороза, нужно подержать её 2-3 часа в тепле и только потом стоит подключать к ней зарядное устройство — в ином случае ток будет слишком слабым, и процесс надолго затянется.
  5. Если на аккумуляторе есть вмятины, трещины или другие повреждения, заряжать его запрещено — могут выделиться вредные газы или произойти возгорание.

Умение правильно заряжать автомобильную батарею поможет вам избежать многих проблем на дороге. Главное — всегда учитывайте рекомендации производителя и используйте качественное зарядное устройство, и тогда аккумулятор будет служить вам долго и исправно.

Читайте также:

Эта статья была полезна?
1
Предыдущая статья
Как оспорить штраф ГИБДД: подробная инструкция
Следующая статья
Штраф за неправильную парковку в 2025 году: виды, сколько составляет
Об авторе
Е
Автор
Екатерина Стрелкова
101 статья на Zoon
Копирайтер

Комментарии

Написать комментарий Редактировать отзыв
Укажите ваше имя
Отменить
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Что вы думаете на тему статьи?
Вам также могут понравиться
26 марта 2025
Что такое СТС автомобиля, какие данные содержит и как его получить
3041
1
27 марта 2025
Как получить справку для водительских прав в 2025 году
1502
3
17 июля 2025
Когда и как менять масло в двигателе
1696
3
1
21 августа 2025
Что делать, если потерял водительские права
249
1
19 сентября 2025
Когда менять летнюю резину на зимнюю в 2025 году
1357
1
7 октября 2025
Как оспорить штраф ГИБДД: подробная инструкция
257
2